Эта статья не претендует ни на глубокий анализ состояния дел в ландшафтном бизнесе и питомниководстве Америки, ни на объективный взгляд экономиста-обозревателя, ни на, тем более, попытку дать совет, как должно развиваться дело восстановления, становления или реорганизации питомников в России. Это просто желание поделиться информацией и предоставить возможность читателям составить свое мнение и, в случае очень большого желания создать собственный частный питомник, понять, что теоретически возможности не ограничены, и отдать предпочтение той или иной модели.
После месячного путешествия по американским питомникам штатов Луизиана и Миссисипи в рамках Программы Эффективного Производства ССI сложилось впечатление, что американские питомники разнообразны, как природа в Америке и единообразны, как американский стиль жизни.
Американцы традиционно подчеркивают свое уважение к проявлениям индивидуальности и независимости, и, в то же время, они очень законопослушны и дисциплинированы в отношении Долга и Обязанностей перед Государством. Они сосредоточены на настоящем и будущем и незациклены на прошлом. Индивидуальный и оригинальный подход к организации дела в условиях значительной конкуренции и целеустремленная работа во имя будущего - общая черта. В то же время трепетная религиозность, почти деревенское родственное отношение к соседям в округе, интерес ко всему происходящему в городе, штате, членство во всевозможных обществах и престижных клубах, т.е. активная общественная жизнь, оставляют глубокое впечатление.
Штаты Луизиана и Миссисипи расположены в юго-восточной части Америки, имеют субтропический климат. Суточные летние температуры колеблются от 29 до 35 градусов Цельсия днем и от 16 до 24 градусов рано утром. Летом и осенью бывают тропические штормы и ураганы, февраль и март - самые влажные месяцы, среднее ежегодное количество осадков примерно 1625мм. Все это абсолютно не мешает типично русским березам и соснам уживаться с сугубо тропическими растениями.
Садоводство играет большую роль в сельском хозяйстве на уровне штатов. Производство газонов и садовых культур ежегодно увеличивается. Прогноз ежегодного прироста общего объема продаж в 2000г. составлял 7%. Возрастает спрос на приобретение лужаек и садовой продукции. Валовая продажа лесных декоративных растений, кустарников, фруктовых и ореховых деревьев ежегодно увеличивается более чем на 8,5%. (Суммарные годовые расходы на приобретение лужаек и садовой продукции в Луизиане и в регионе в 1996 году оценивались по данным Национальной Ассоциации садоводов в 190.92 доллара на дом. Эти расходы включали такие статьи, как цветники, уход за лужайками, уход за кустарниками, домашние растения, изменения ландшафта, уход за деревьями и защита от насекомых. Все это стимулирует появление новых и расширение старых производств востребованной продукции.
Один из небольших питомников, демонстрирующих абсолютную индивидуальность хозяина - питомник Рика Вэба (Rick Webb). Сам логотип его визитной карточки отражает первое впечатление о хозяине. Рик достаточно молод. Его любимая поговорка no pay- no play. Главное в работе - не секатор и не телефон, а печать, шутит он. Площадь его питомника 23 акра- около 10 гектар. 1,5 гектара под контейнеры, остальное - открытый грунт. Теплиц у него нет. Молодые растения берет на доращивание. Нет и магазина. Покупатели оптовые и частные приходят по рекламе. Объем продаж составляет примерно 100 тысяч долларов в год, из них около 30000 прибыли. Кредиты Рик не берет. Постоянных сотрудников всего два. В сезон бывает до 34 работников. У Рика нет трактора. Основные орудия производства - лопата, тележка. На его земле под соснами растут прекрасные грузди. Только Американцы их почему-то не собирают - не знают, что с ними делать. Рик осторожно использует гербициды. Чем-то этот питомник похож на наши, отечественные, с их бездорожьем и не совсем ровными и ухоженными посадками.
Питомник Bracy's Nursery коренным образом отличается от питомника Рика Вэба особой предприимчивостью хозяев. Здесь на 20 акрах (8,1га) производят 250 видов плодовых, ягодных и красиво цветущих деревьев и только в контейнерах. 400 тысяч контейнеров в год, при этом объем производства ежегодно увеличивается более чем на 30%. Объем продаж составляет 1 миллион 500 тысяч долларов в год. Питомник стремится к отработке полного цикла выращивания. Кроме того, хозяева собирают и продают персики и голубику, развивают направление ландшафтного дизайна, компьютеризируют производство, выпускают большое количество рекламной продукции, налаживают сбыт через крупные супермаркеты.
Хозяйке питомника «Jenkins Farm & Nursery, LLC», Марги Дженкинс 83 года. Она начала создавать питомник в 55 лет. В этом районе штата не было питомников, не были доступны для садоводов эндэмики, и она стала ими заниматься. Сама разработала технологию проращивания семян - на мху и подложке из коры с удобрениями, занимается селекцией азалий - любимого растения. В продаже у миссис Дженкинс более 50 сортов азалий более 60 видов кустов и более 40 видов деревьев. Примерно 30 видов крупномеров продается прямо из грунта. Питомник занимает 300 акров - 121га. Хорошо оснащен машинами, в том числе для копки, упаковки и транспортировки деревьев из грунта, механизмами для подготовки почвенных смесей и набивки контейнеров.
Dolores Hammork и ее муж закончили университет экологии и только 5 лет как начали развивать свой семейный садовый бизнес с открытия магазина розничных товаров для садоводов. Но у них уже есть свое ландшафтное бюро, открытый прикоп, оранжерея. Они занимаются продажей саженцев в магазине, ландшафтным проектированием, озеленением, осуществляют сервисный уход за посадками. Большое внимание уделяют компьютеризации и обновлению программного обеспечения для проектирования. Каждый год оборот удваивается. Чистый доход составляет 15-18%. 500 тысяч долларов в год - валовой товарооборот, 560 тысяч - годовой доход по ландшафтным работам. Ландшафтное направление приносит прибыль от18 до 25 %. Кстати, денег за проектирование не берут. По дизайну проходит до 15 объектов в месяц, по уходу - 100 клиентов в месяц. Постоянных сотрудников в ландшафтном озеленении только 7. Летом нанимают мексиканских рабочих. Их предприятие работает как корпорация S - вся прибыль идет владельцам, платят совокупный налог - 12 000$ в год.
Mizell's Farms, INC - cемейный питомник. Он был основан в 50-е годы отцом нынешнего владельца. В настоящее время 3 поколения ведут бизнес. В питомнике 10 человек сотрудников, из них 5 родственники. Отличительной чертой этого питомника является чуткое отношение к заказчикам. Хозяева выделяют группы заказчиков и выращивают растения для них. Для привлечения клиентов, рекламы и для пользы растений создан сад бабочек и сад колибри. Ароматные растения располагаются в хаотичном порядке, можно сидеть на лавочке и наслаждаться ароматом цветущих растений и видом порхающих птичек и бабочек. Для клиентов построен гостевой дом, в котором проводятся семинары, выставки. Нынешний владелец так формулирует свое отношение к делу - если ты пришел в питомник и тебе не ответили на вопрос - надо уходить из этого питомника. 750 километров - радиус действия этого питомника. Когда-то питомник принимал активное участие в правительственных программах. Питомник занимает всего 6 гектар, 2,5 га в контейнерах, большое разнообразие видов - более 600. Хозяева выращивают востребованные растения, которые знают, что наверняка продадут.
Simpson Sod - предприятие по выращиванию трав и укладке газонов. Ферма существует более 30 лет. Валовой объем продаж - 1-2 млн в год, но прибыль по средним меркам низкая - 10%. Производство высокозатратное в связи с необходимостью использовать большое количество крупной техники и постоянными вложениями в новейшие технологии для повышения рентабельности производства. Постоянных рабочих - 8 человек. Площадь владения 450 акров (180га), 200 акров добавляют летом по лизингу.
Медсестра Kathy Smith взяла кредит в банке и решила организовать свое дело. Но так, чтобы оно приносило хорошую прибыль. Она хорошо изучила технологию выращивания папоротников, полюбила их и начала выращивать в теплицах, которые тоже построила хорошо - по последнему слову техники - с автоматикой, телемеханикой, современным всевозможным оборудованием. Надежда, что теплицы окупятся за 3 года, оправдалась. Она заплатила 7 $ за 1 фут теплицы, включая оборудование. Размер одной теплицы 33 х 200 футов. 3200 растений в теплице, 4000м2 общая площадь. Кати имеет только один официальный документ - сертификат качества, что уже позволяет продавать растения. Других документов не требуется. Свои папоротники она продает по 10 долларов за растение и ей требуется 9 месяцев для его выращивания.
Мы привели примеры организации дела в общем-то небольших частных питомниках Америки и видим, что возможны всякие варианты существования и проявления индивидуальности и независимости в американском питомниководстве. Везде люди находят собственный путь к решению своих задач, согласно своим внутренним устремлениям, склонностям и талантам. В целом государство не препятствует развитию этого вида бизнеса и не создает бюрократических препон для его организации. Делай свое дело хорошо, оригинально, качественно, и ты получишь отдачу - и материальную, и моральную, как получают ее все владельцы таких разных, но одинаковых по сути индивидуальности описанных выше питомников - общее заключение, которое хочется сделать.
Дорошенко Алла Александровна,
Кандидат биологических наук,
«Ландшафтного бюро»
г. Раменское
|